ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00807B448D43A8CA7DD1EA3D641DF3DD90
Владелец: Петросян Арев Борисовна
Действителен: с 20.09.2024 до 14.12.2025
Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция
звукопроизношения у детей дошкольного возраста» (далее – Программа) относится к
типу коррекционно-развивающих, реализуется в соответствии с социальнопедагогической направленностью образования и учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей дошкольного возраста.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее
обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к
обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности,
технологий и содержания, что вызывает необходимость разработки современных
коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы для детей 4-7
лет по коррекции различных речевых расстройств.
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без
формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и
учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение
звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 5 годам. Но иногда в силу ряда
причин этот процесс затягивается, мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна
для окружающих: отдельные звуки не произносятся, искажаются, пропускаются или
заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок,
избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой
отставание в развитии.
Речь - это сложная функция, ее развитие зависит от многих моментов. Большую
роль на развитие речи оказывает влияние окружающих, так как ребенок учится говорить
на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего
возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую. Ребенок с хорошо развитой
речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли
и желания, задать вопросы, договориться со своими сверстниками в совместной игре. И
наоборот, нечеткая речь ребенка затрудняет его взаимодействие с людьми и нередко
накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Осознание своего речевого дефекта
обычно вызывает различные негативные эмоциональные состояния, чувство собственной
неполноценности. Ребенок становится замкнутым, робким, происходит снижение речевой
активности.
Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность.
Вид программы
Данная Программа является модифицированной и составлена в соответствии с
Федеральным законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года
N 273-ФЗ, Федеральными государственными образовательными стандартами
дошкольного образования. Содержание коррекционного процесса выстроено в
соответствии с модифицированной программой «Программа логопедической работы по
преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (авторы Т.Б.Филичева,
Г.В.Чиркина) и современными научными концепциями дошкольного воспитания о
признании самоценности дошкольного периода детства; на позициях гуманноличностного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и
направлено на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей у
детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей, структуры нарушения.
Уровень программы базовый
Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые
обеспечивают освоение специализированных знаний: усвоение основных лексических
единиц языка, формирование полноценных произносительных навыков, полноценных
фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия и
совершенствования звуковых обобщений.
Язык реализации программы- русский
Перечень нормативных документов
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07. 22022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
-Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 года № 28,
-Устав Учреждения;
- Лицензия на право образовательной деятельности от 18.12.2015 г. № 429
Актуальность программы.
За последние годы резко возросло количество детей, имеющих ту или иную
речевую патологию. Все чаще в воспитании и обучении детей наиболее актуальными и
приоритетными становятся вопросы оказания специализированной логопедической
помощи. Реализация стратегии на развитие личности ребенка с речевыми нарушениями
становится возможной при условии создания специальных условий образования. И, как
известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Поздно
организованная работа с ребенком с проблемами в развитии не всегда приводит к полной
компенсации его дефекта, снижая в будущем уровень его социальной адаптации. В
настоящее время в России идет становление новой системы социального сопровождения
детей. Общеобразовательные учреждения не могут уделять должного внимания детям,
нуждающимся в психолого-педагогической и социальной помощи. Восполнять этот
пробел призваны Центры.
Отличительные особенности программы
Данная программа представляет собой коррекционно-развивающую систему,
обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка,
интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий
языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных
способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с
речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем
при обучении в школе, а также его социализации.
Новизна программы
Данная программа разработана для реализации в условиях Центра диагностики и
консультирования, основной акцент в работе сделан на гибкое удовлетворение
образовательных запросов и потребностей детей на образовательные услуги; обеспечивает
реализацию идей дополнительного образования на основе оказания психологопедагогической поддержки каждому ребенку с учетом его индивидуальности, составлена
на основе концепции Федерального государственного образовательного стандарта для
детей с ограниченными возможностями здоровья, что способствует более эффективному
решению задач в преодолении речевых нарушений у детей.
Педагогическая целесообразность.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи имеет место при таких формах
речевых расстройств как: дислалия, дизартрия или стёртая дизартрия, ринолалия. У детей
с ФФН отмечается ряд особенностей мыслительной деятельности вторичного характера:
внимание носит неустойчивый характер, отмечаются трудности концентрации,
переключаемости. Объём слухо-речевой памяти, нередко, снижен. Формирование навыков
самоконтроля и планирования собственной деятельности запаздывает. Комплексный
характер проблем в структуре ФФН обуславливает значимость и востребованность
образовательных программ, направленных на преодоление данных нарушений у детей
дошкольного возраста.
Разработанная программа позволяет найти наиболее эффективный подход к
каждому ребенку благодаря тому, что логопедическое воздействие производится по
гибкому комплексу методик, подобранных в зависимости от специфики нарушения.
Адресат программы
Программа адресована детям дошкольного возраста от 3 до7 лет, имеющим
нарушения звукопроизношения. Условия набора детей: на обучение поступают
дети по заявлению родителей (законных представителей), по заключению
Центральной психолого-медико-педагогической комиссии о создании условий
получения образования .
Объем программы- 72 часа
Срок освоения программы -1 год
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа 25-30 минут. Перерыв между
учебными занятиями-5 минут. Общее количество часов в неделю-2часа. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения - очная
Форма организации образовательной деятельности
Форма занятий: аудиторная. Приоритет отдается индивидуальным занятиям с возможным
объединением детей с учётом сходных состояний и динамики продвижения в
коррекционных занятиях в микрогруппы (2-3 человека) на период автоматизации и
дифференциации звуков.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: коррекция нарушений речи детей в возрасте 3-7 лет, с учётом
их речевых, возрастных, индивидуальных особенностей.
Поставленная цель Программы достигается при решении следующих задач:
Образовательные:
• Усвоить основные лексические единицы языка
• Сформировать полноценные произносительные навыки,
• Сформировать полноценные фонетические представления на базе развития
фонематического восприятия и совершенствования звуковых обобщений,
• Оптимизировать развитие лексико-грамматического строя речи,
• Совершенствовать навыки связного высказывания,
• Научить использовать в собственной речи продуктивные модели
словоизменения и словообразования;
• Предупредить нарушения чтения и письма в дальнейшем, при обучении в
школе;
• Овладеть на практике нормами речи в различных формах и видах детской
деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и
взаимодействие специалистов.
Коррекционно-развивающие:
• Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к восприятию и
воспроизведению звуков.
• Сформировать и закрепить правильный артикуляторный уклад звуков,
отсутствующих/дефектно произносимых.
• Развивать фонематические процессы,
• Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память,
мышление) в играх и специальных упражнениях.
• Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
• Вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в
них. Сформировать положительную мотивацию.
• Воспитывать интерес к изучению различных языковых явлений.
• Активизировать коммуникативную деятельность детей с учетом
элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми (в том числе моральных).
1.3.Содержание программы
Учебный план
Количество часов
Всего
Теория Практика
№
Название раздела, темы
1
Первичное комплексное
логопедическое обследование.
2
1
1
2
Подготовительный этап
8
1
7
Формы
контроля
Тематический,
констатирующий
Текущий,
педагогическое
3
Постановка отсутствующего в
речи звука
5
-
5
4
Автоматизация поставленного
звука.
39
-
39
5
Дифференциация
поставленного
и
автоматизированного звука.
Итоговое
комплексное
логопедическое обследование
16
-
16
2
1
1
6
Итого
наблюдение
Текущий,
педагогическое
наблюдение
Текущий,
педагогическое
наблюдение
Текущий,
педагогическое
наблюдение
Итоговый:
мониторинг
уровня
обучения.
72
3
69
Содержание учебного плана
Тема 1. Первичное комплексное логопедическое обследование.
Теория.
Установление эмоционального контакта с ребенком.
Знакомство с
пространством кабинета. Изучение условий воспитания и развития ребёнка на основе
беседы с родителями и анализа документов.
Практика.
Комплекс мероприятий направленных на выявление нарушений речи у обследуемого
путём всестороннего и полного изучения речи, её отдельных компонентов, с учётом
данных развития личности с раннего возраста.
Формы контроля: опрос, наблюдение.
Тема 2. Подготовительный этап
Теория. Знакомство с органами артикуляции и их основными движениями.
Практика.
Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов ребенка к восприятию и
воспроизведению нарушенного звука, а именно:
а) заинтересовать ребёнка логопедическими занятиями, вызвать потребность в них;
б) познакомить с органами артикуляционного аппарата их основными движениями;
в) развивать слуховое восприятие, внимание, память, фонематические процессы в играх и
специальных упражнениях;
г) развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственные представления в
играх и специальных упражнениях;
д) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков;
е) развить мелкую моторику.
Формы контроля: опрос, наблюдение.
Тема 3. Постановка отсутствующего в речи звука
Теория. Постановка отсутствующего в речи звука
Практика.
Формирование точного артикуляционного уклада для правильного произношения
дефектного звука в изолированном звучании, закрепление слухового, кинестетического
образа звука, в процессе развития восприятия речи; формирования фонематических
процессов; развития артикуляторной моторики; работы по непосредственной постановке
звука смешанным способом.
Формы контроля: опрос, наблюдение.
Тема 4. Автоматизация поставленного звука.
Теория. Автоматизация поставленного звука.
Практика.
Закрепление правильного произношения поставленного звука изолированно, в
звукоподражаниях, слогах, словах, предложениях, стишках, потешках, рассказах, в
спонтанной речи. Развитие фонематических процессов, формирование и развитие
артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики. Формирование практических
умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,
грамматически правильной) речью.
Формы контроля: опрос, наблюдение.
Тема 5. Дифференциация поставленного и автоматизированного звука.
Теория. Дифференциация поставленного и автоматизированного звука.
Практика.
Формирование умения различать на слух и по артикуляции поставленного звука со
смешиваемым. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Совершенствование
фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Формы контроля: опрос, наблюдение.
Тема 6. Итоговое комплексное логопедическое обследование
Теория. Обследование по результатам коррекционной работы
Практика.
Комплекс мероприятий направленных на определение степени овладения компонентами
языковой системы: усвоения основных лексических единиц языка, формирования
полноценных произносительных навыков, полноценных фонетических представлений на
базе развития фонематического восприятия и совершенствования звуковых обобщений.
Формы контроля: Итоговый: мониторинг уровня обучения.
1.4.Планируемые результаты
Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов;
подготовительный, этап постановки звуков, этапы автоматизации и дифференциации
звуков.
В результате успешного освоения программного содержания ребенок узнает и
научится:
• понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук»,
«звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических
позициях и формах речи;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;
• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место
звука в слове;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;
• производить элементарный звуковой анализ и синтез;
• владеть интонационными средствами выразительности речи в
пересказе, чтении стихов.
Будут сформированы: навыки связного высказывания, положительная мотивация к
активной коммуникации.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество Режим
обучения
начала
окончания учебных
учебных
учебных
занятий
1
год
(уровень)
01
занятий
31
августа 36
занятий
недель
72
дней
72,
2 час в
часов
2 раза в
обучения
сентября
2025 г.
неделю
нед. по
2023 г.
1час
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование для занятий в кабинете:
Зеркало несъемное, лампа дополнительного освещения , стол детский, стулья, стол
для преподавателя, шкаф для пособий и книг, компьютер в сборе.
Дидактические пособия:
-пособия для развития мелкой моторики, дыхания, дидактические пособия и игры,
основанные на методике наглядного моделирования;
-пособия для развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, коррекции
звукопроизношения,
лексико-грамматической
стороны
речи,
просодических
компонентов речи;
-пособия для развития пространственной ориентировки, зрительного восприятия,
развития сенсорных способностей, мыслительных процессов, формирования
временных представлений, задания на группировку и классификацию предметов,
формирование обобщающих понятий;
-муляжи
фруктов,
овощей,
картинки,
схемы,
карточки
с
заданиями,
логопедический инструментарий;
-материал для обследования звукопроизношения
Информационное обеспечение
Презентации. Программное обеспечение «Логопедическое обследование детей» по
авторской методике Акименко В.М. «Логопедическое обследование детей с
речевыми нарушениями»
Кадровое обеспечение
Условия реализации программы предусматривают наличие квалифицированного
учителя-логопеда.
2.3. Формы аттестации.
Логопедическое обследование детей проводится в присутствии родителей
(законных представителей) 2 раза, в начале и конце обучения.
При обследовании строения артикуляционного аппарата проводится осмотр
ротовой полости и лица. Далее ребенку предлагается сделать несколько тестовых
упражнений из артикуляционной гимнастики с целью определения нарушений в
артикуляционной моторике.
При обследовании звукопроизношения проверяется как ребенок произносит тот
или иной звук изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему
предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает
разные позиции: в начале, середине, в конце слова. Речевой материал подбирается
так, чтобы в этих словах отсутствовали другие, труднопроизносимые звуки.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольников обследование проводится
с использованием разнообразных игровых приемов. Все данные логопедического
обследования записываются в речевую карту При этом указывается уровень
сформированности звукопроизношения, обращается внимание на правильность
фонетического оформления речи, готовность к звуковому анализу и синтезу слов,
сохранность и подвижность артикуляционного аппарата. В речевой карте
записываются те ошибки, которые допускает ребенок при выполнении всех
заданий. Анализ представленных результатов обследования позволяет сделать
логопедическое заключение.
В ходе обследования родители (законные представители) знакомятся с данными
логопедического обследования, структурой речевого дефекта, определением задач
совместной помощи ребенку в преодолении данного речевого нарушения и
рекомендациями по организации деятельности ребенка вне Центра.
2.4. Оценочные материалы.
Используется диагностический инструментарий: методика Акименко В.М.
«Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями». Программа
использует следующие методы оценки результативности:
Первичная комплексная логопедическая диагностика – учитель-логопед проводит
диагностику состояния речевого развития детей,
используя специальные
диагностические методы и приёмы (выявление состояния устной речи в форме
сопряжено-отраженной и самостоятельной речи ребенка). Изучает результаты
медицинского обследования по документации, предоставленной родителями
(законными
представителями):
историю
развития
ребенка,
заключения
специалистов, что помогает сориентироваться в структуре нарушения и создать
условия для его коррекции.
Опираясь
на
полученные
результаты,
специалист
осуществляет
индивидуальный подход в вопросах планирования коррекционно-развивающей
работы в соответствии с реальными потребностями ребенка.
Итоговая комплексная логопедическая диагностика – проводится по
результатам логопедической коррекции с целью оценки динамики, качества и
устойчивости
результатов
коррекционной
работы
с
детьми.
Определение
дальнейших коррекционно-образовательных перспектив ребенка.
Результативность коррекционной работы определяется подведением итогов
в форме психолого-педагогической диагностики: комплексного логопедического
обследования
ребенка,
которое
позволяет
оптимизировать
процесс
индивидуального обучения; определить результаты обучения после прогноза;
свести к минимуму диагностические ошибки
2.5. Методические материалы.
.
Программа реализуется учителем –логопедом и предусматривает необходимость
совместной согласованной работы с родителями (законными представителями),
активное участие в коррекционном процессе (обучающие занятия- практикумы,
индивидуальные
консультации,
выполнение
заданий
дома).
Занятия проводятся в индивидуальной форме в специально оборудованном
логопедическом кабинете, оснащенном наглядным и демонстрационным
материалом.
Коррекционная работа с детьми с нарушением речи требует оснащения
многочисленными специальными методическими пособиями и дидактическими
материалами, техническими средствами обучения. Используется комплексный
подход в выборе эффективных методов и приёмов образовательной и
воспитательной
работы.
В зависимости от содержания занятий, степени подготовленности детей и их
заинтересованности на различных стадиях образовательного процесса
используются различные методы и приёмы. От правильности выбора метода или
приёма зависит успешность освоения детьми разделов и тем программы.
Словесные методы включают в себя объяснение нового материала, беседу,
инструктаж детей по работе с различным материалом. В структуре одного занятия
может быть использовано несколько словесных методов: объяснение, беседа,
инструктаж, анализ артикуляторных и акустических характеристик звука,
звукового/слогового
состава
слова.
Наглядные методы активное использование данной группы методов во многом
определено возрастными особенностями детей, занимающихся по программе.
Использование наглядного материала активизирует деятельность разных
анализаторов (слухового, зрительного, тактильного), это, в свою очередь,
способствует более прочному закреплению новых условных связей при
формировании артикуляции звуков, навыков звукового и слогового анализа и
синтеза.
Практические методы являются основными в реализации данной
образовательной программы, обеспечивая непосредственное ознакомление
дошкольников с артикуляторным укладом и акустическими характеристиками
звуков, умения анализировать звукобуквенные связи, овладеть навыками,
лежащими в основе формирования письменной речевой деятельности в будущем.
Репродуктивные (воспроизводящие) методы направлены на закрепление у детей
представлений и практических умений посредством включения игровых заданий и
упражнений
(дыхательная
гимнастика,
артикуляторная
гимнастика).
Частично-поисковый метод основан на самостоятельной деятельности ребенка,
направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и
возникающих в соответствии с ними проблем, а так же поиск путей решения этих
проблем и анализ результатов. Например, включение комбинированных заданий
помогает детям научиться самостоятельно выбирать способы достижения
положительного результата, основанные на гибком использовании простых и
сложных форм звукового анализа, активизации словарного запаса (смысловая
догадка, актуализация конкретных семантических полей).
Формы занятия – практическое занятие, беседа, игра.
Используются методологические подходы развивающего обучения:
- необычное начало занятия;
- удержание взрослым паузы для «включения» мыслительных процессов детей;
- не оставление без внимания не одного ответа;
- развитие речи в любых видах деятельности;
- учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
- поддержка у детей ощущения успешности.
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированная технология обучения:
дети с речевыми нарушениями имеют повышенный уровень тревожности, плохо
адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы, либо
расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации.
Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с
личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся
отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться.
Здоровье-сберегающие технологии в образовательном процессе обеспечивают
благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику
речевого развития.
Игровая технология : взрослый своим поведением, эмоциональным настроем
должен вызвать положительное отношение у ребенка к игре, в которой появляется
сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать со взрослым и
добиваться положительного результата. Важное в использовании игр и
упражнений, соблюдение последовательности и количества повторений и
усложнений для поддержания наибольшего интереса ребенка.
Алгоритм занятия.
Организационный момент: дидактическая игра, создающая мотивацию.
Мотивационно- ориентировочный этап: затруднения в игровой ситуации,
повторение пройденного.
Поисковый этап:тема занятия (новый материал), открытие нового, знаний и
умений.
Практический этап: закрепление нового, воспроизведение нового в типовой
ситуации, повторение и развивающее задание.
Рефлексивно-оценочный этап: итог занятия.
Дидактические пособия:
Пособия для развития мелкой моторики, дыхания, дидактические пособия и игры,
основанные на методике наглядного моделирования.
Пособия для развития фонематического восприятия, анализа и синтеза,
коррекции
звукопроизношения,
лексико-грамматической
стороны
речи,
просодических компонентов речи.
Пособия для развития пространственной ориентировки, зрительного
восприятия, развития сенсорных способностей, мыслительных процессов,
формирования временных представлений. Задания на группировку и
классификацию предметов, формирование обобщающих понятий.
Качественный текстовой и иллюстративный материал: стихи, сказки,
потешки, считалки, пословицы и поговорки.
Натуральные предметы и муляжи, схемы, карточки с заданиями,
логопедический инструментарий.
3. Список литературы
1. Волкова, Л.С. и др. Логопедия: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд.
центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических
рекомендаций. - СПб., 2000
3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
4. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа по
коррекции звукопроизношения. - М., 1998.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с ФФНР. - М., 1998
6. Лопатина
Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у
дошкольников. СПБ., 2001.
7. Лопухина И. В. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб 1995.
8. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного
возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
9. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
10. Филичева
Т.Б.,
Туманова
дошкольников. - М., 1993.
Т.В.
Формирование
звукопроизношения
у